Погребальные сооружения доисламского периода в Алжире.
Мавзолей мавретанских королей находится на расстоянии 12 км от города Типаза. По последним исследованиям его возвели во время царствования короля Бокхуса в 1 веке до нашей эры. Ориентация сооружения по сторонам света, структура постройки напоминает другие африканские захоронения, имеющие форму каменных курганов, возведенных над захоронением. В центре таких сооружений обычно находится погребальная камера с размерами, позволяющими поместить там гроб или саркофаг.
Такие могильники в Алжире называются Базинас. Они очень распространены по всей Северной Африке. Французский исследователь Морис Рейгасс описал их в своей книге «Доисламские погребальные сооружения на территории Северной Африки, Париж,1950г.». Археолог М.Ж. Кампс тоже посвятил им свой магистральный труд « У истоков Берберии: монументальные сооружения и доисторические погребальные ритуалы», Париж,1961г. При некотором внешнем различии внутренняя структура всегда одна и та же: каменный курган с более или менее упорядоченной структурой, возведенный над захоронением.
В горах провинции Орес, в 34 км от города Батна есть похожее пирамидальное сооружение «Медрасен». Хотя по размерам, внутренней структуре и внешнему виду оно немного отличается от мавзолея мавретанских королей. Оно было построено в 3-ем веке до н.э.для царей народа Массилей, предков короля Массиниссы, тогда страна называлась «Нумидия». То есть, это был берберский стиль, но с примесями греческого и пунического /финикийского влияния. Недалеко от него на рассотянии 2 км находится древний некрополь и несколько курганов.
Еще один мавзолей «Бени-Ръенан» или Королевский мавзолей с более сложной конструкцией был обнаружен недалеко от устья реки Тафны, при впадении ее в Средиземное море в 12 км от города Бени-Саф. Рядом с этим местом находился город Сига, древняя столица королевства Массасилей и короля Сифакса во 2-ом веке до н.э. Сооружение также имеет форму пирамиды, похожую структуру и расположено на вершине холма.
Сооружение подобных могильников на территории Алжира было обычным явлением в течение всего античного периода. Например, в провинции Тиарет, в области Френда, в 5-ом и 6-ом веке н.э. были возведены Джеддары. Джеддар – это погребальное сооружение на квадратном фундаменте, имеющее верхнюю часть в форме пирамиды. Самые большие из них имеют внутри переходы и внутренние камеры, соединяющиеся между собой. Числом около десяти, они располагаются на вершинах холмов. По преданию, они принадлежат берберским монархам, вероятно христианского вероисповедания, владения которых простирались в западной части Алжира.
Считается, что мавзолеи такого типа традиционны для народов Северной Африки. Но можно дополнительно заметить, что архитектурные, орнаментальные и декоративные изыскания мавзолея мавританских королей, свидетельствуют и о внешнем влиянии, отличном от традиций Северо-западной Африки. Археолог М.П. Салама сравнил декорационные мотивы ложных дверей, расположенных по сторонам света с изображениями на пуническом памятнике из города Деллис. Он предполагает, что были заимствования некоторых декоративных аспектов пунической/ финикийской архитектуры.