Блог

Мавзолей мавретанских королей, кто построил?

Этот вопрос был поставлен перед археологами. К сожалению, они не нашли никакой хронологической информации на каменных блоках, из которых построен мавзолей. Надписи, сделанные на блоках, рассказывают только об артелях каменщиков, строивших пирамиду, так как у  каждой артели был свой собственный знак. Некоторые из этих знаков напоминают латинские, греческие или ливийские буквы, но это не буквы алфавита.

Самый древний и единственный текст, сохранившийся до наших дней, в котором упоминается монумент, это текст римского автора Помпониуса Мелы «De situ Orbis», написанный около 40 года нашей эры. В это время мавретанское королевство  уже было аннексировано и присоединено к Римской империи в качестве еще одной провинции.

В книге первой, фолианта 38, главе 6 мы читаем: « город Иоль (сейчас Шершель), находящийся на берегу моря, раньше неизвестный, а сейчас знаменитый, так как был столицей Юбы, и потому, что сейчас называется Цезарея. От поселений Картенны (сейчас Тенес) и Арсенарии, крепости Куиза, залива Латурус и реки Сардобаль. За пределами мавзолея, построенного для семьи мавретанских королей…..дальше — Икозиум (Алжир)».

Однако, нужно иметь ввиду, что описание северного побережья Африки этого автора повторяет более ранний текст, который археолог С. Гзель приписывает  Варрону, умершему в 27 г. до нашей эры.

Обычно строительство мавзолея приписывают Юбе Второму и его жене Клеопатре-Селене, дочери знаменитой Клеопатры, королевы Египта,  и триумвира Марка Антония.

Король Юба Второй был известен как любитель искусств. Он интересовался греческой культурой и искусством, покупал  работы  греческих мастеров  и заполнил ими всю свою столицу. Его царствование пришлось на довольно долгий период: с 25 г. до н.э. по 23 г. н.э. Если текст, касающийся «мавзолея, построенного для семьи мавретанских королей..» относится к Варрону, то версия о том, что мавзолей построил Юба Второй, не соответствует действительности. В обратном случае, мавзолей должен был строится во время царствования этого монарха. Однако находятся и историки, которые дают более поздние даты. Например, итальянский историк М.П. Романелли, для которого «Усыпальница Христианки» была построена в 5 или 6 веке нашей эры, видит в этом сооружении воспроизведение круглого мавзолея императора Адриана в Риме.

В 1962 году французский археолог М. Кристофль нашел во время работ у мавзолея деревянный штырь. После рентгеноструктурного анализа (CIF-305): 1660+120, он был датирован примерно 270 г.н.э. Археолог не смог понять, откуда выпал этот штырь, он предполагал, что он мог принадлежать прямоугольной конструкции с восточной стороны, относящейся к входу в мавзолей. Эта  конструкция более позднего периода. Возможно также, что штырь выпал из обвалившихся  блоков, окружавших мавзолей или, что штырь был использован в 3 веке н.э. во время ремонтных работ. Известно, что культ «Царей-богов»  еще поддерживался  в это время  по всей  Африке.

Также было обнаружено, что воры проникли в сооружение в античные времена. Они проломали проход от круговой галереи к центру сооружения, видимо  в поисках секретной комнаты. Начинаясь с западной стороны под прямым углом  к галерее, этот проход достигает 16 метров в длину. Шахтный проход был скорее всего сделан в поисках сокровищ, о которых гласили легенды. Другой такой проход был сделан от коридора со львами в направлении центра сооружения  и имеет длину 7 метров.

Эти разрушения, которые остались до наших дней, несомненно, очень опасны с точки зрения устойчивости конструкции мавзолея. Единственный интерес  — это выявление внутренней  структуры конструкции. Круглая структура заполнена большими квадратными блоками и мелкими материалами.

 Непрошенные гости оставили следы в виде предметов, датирование которых не предоставило труда. Это были монеты 4го и 5го веков нашей эры и керамические осколки более поздней эпохи.

  Возникает вопрос: почему вход в сооружение был сделан скрытым?Для того, чтобы защитить его от воров или в этом был какой-то сакральный смысл? Вероятно, что круговая галерея была предназначена для проведения ритуальной процессии, исполняющейся во время погребальных мероприятий, подобным  египетским  и  связанным с пирамидами.

Французские археологи предположили, что центальная камера и была погребальной. Но были и  многочисленные возражения этой версии. Например, слишком малые размеры этой камеры, не сопоставимые с огромным размером монумента. Отсутствие каких-либо погребальных предметов: саркофага, и т.д. Очень узкие и низкие входные отверстия.  

Единственное, что можно было предположить – это то, что тела были кремированы и пепел был помещен  в  вазы, которые стояли в нишах на стенах камеры ( три ниши украшают эту погребальную камеру). Но они могли предназначаться и для освещения лампами или подсвечниками.

 И все-таки у археологов остался вопрос: имеет ли монумент еще одну секретную камеру, подобную египетским пирамидам, доступ к которой перекрыт после ритуала погребения и которая находится  рядом с помещением, предназначенным для культовых обрядов? В таком случае это предусматривало, что туда можно проникнуть при некоторых обстоятельствах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *