Археологические исследования мавзолея мавританских королей.
Первые научные исследования территории мавзолея были проведены Адрианом Бербруггером, который был назначен генеральным инспектором исторических памятников и археологических музеев Алжира. Чтобы найти подземный вход в пирамиду мавзолея, Бербруггер решил использовать геологический зонд, с помощью которого обычно исследуют поверхность земли на бурение артезианских скважин. Через четыре месяца исследований зонд вдруг показал падение значений на 2,65 метра, это указывало на пустоту в мавзолее.
Чтобы добраться до этой камеры был прокопан подземный туннель с южной стороны монумента под ложной южной дверью. Таким образом в первый раз, в современную эпоху, появилась возможность попасть в очень хорошо сохранившуюся широкую галерею. Из этой галереи с одной стороны удалось найти, наконец, настоящий вход, расположенный под ложной восточной дверью и, с другой стороны, обнаружить две центральные камеры. Но входные раздвижные двери, установленные на направляющих, были сломаны и камеры пусты.
Описание деамбулатория.
Деамбулаторий или в ранней форме амбулаторий — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры.
Входная часть галереи, закрывающаяся еще одной раздвижной каменной дверью, имеет очень низкий потолок, поэтому нужно согнуться, чтобы идти по ней. Этот коридор расположен ниже уровня поверхности земли. В конце коридора находится тамбур: это склеп с арочным потолком длиной 5,3 метра и шириной 3,2 метра. Направо расположен вход в следующий коридор, над входом, на стене мы видим барельеф с изображением льва и львицы.
Этот барельеф дал имя следующему коридору, который назвали «Львиным». Лев и львица в противостоянии — это единственное декоративное украшение мавзолея, которое трудно расшифровать. Обычно древние люди давали львам роль хранителей усыпальниц. Такие изображения очень часто встречаются на памятниках античного Ближнего востока.
После поворота и входа в этот коридор мы видим в конце коридора каменную лестницу из 7 ступеней, которые ведут в круговую галерею — деамбулаторий. На смену низкому потолку приходит высокий арочный потолок и ширина прохода увеличивается. Эта круговая галерея имеет длину 141 метр, высоту 2,40 метров и ширину 2 метра. Она могла освещаться факелами или лампами. Для этого каждые 3 метра в боковых стенах были выдолблены ниши ( всего 51 ниша).
Галерея расположена на квадратной платформе, которая также служит основанием пирамиды мавзолея, однако, входной коридор находится ниже основания. Криволинейное направление галереи идет справа налево и проходит почти полный круг. Начинаясь от восточной ложной двери, она проходит рядом с северной дверью, затем рядом с западной и южной. Пройдя еще несколько метров она поворачивает к центру и оказывается опять перед дверью, ориентированной на восток.
Каменная раздвижная дверь, в форме плиты, перекрывает вход в камеру длиной 4,04 метра, шириной 1,58 метров и высотой 2,73 метра. После этой промежуточной камеры мы проникаем через низкий коридор и через еще одну каменную плиту-дверь в погребальную камеру. Она имеет длину 4,04 метра, ширину 3,06 метра и высоту 3,43 метра. Обе камеры имеют арочный свод и ориентированы Север-Юг. Вторая камера, названная ( неверно) центральной, имеет 3 ниши, расположенные на северной, западной и южной стене. Камера находится в центре пирамиды мавзолея.
После полного исследования этого грандиозного сооружения объемом около 80 000 м 3, всех галерей, коридоров, погребальных камер, французский археолог ничего не нашел.Его ждало полное разочарование. Бербруггер нашел все двери сломанными. Возможно, это произошло еще в античные времена. Поэтому у исследователя возникли новые вопросы и были предложены различные идеи и объяснения произошедшего.